Информация о реализуемых ФГОС
Образовательные стандарты
Нормативно-правовые акты:
- Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.08.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (10-11 классы)
- Приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413"
Целевые ориентиры ФГОС
«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов… Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики» (Владимир Путин из выступления на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г.).
Государственный заказ системе образования определяет, что стандарты на современном этапе развития должны выступать в качестве:
-
инструмента организации и координации системы образования;
-
ориентира создания современной инфраструктуры образования, развития системы образования и критерия оценки адекватности образовательной практики новым целям и ценностям образования;
-
средства обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней общего образования;
-
фактора регулирования взаимоотношений с одной стороны субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся и родителей), а, с другой – государства и общества.
В отличие от сложившейся практики, ФГОС второго поколения задает не только требования к предметным результатам, но и к личностным (ценностным) и метапредметным (освоение способов деятельности). Особое место в реализации стандартов второго поколения отводится формированию универсальных учебных действий (УУД), т.е. обобщенных действий с одной стороны порождающих мотивацию к обучению, а, с другой – позволяющих учащимся свободно ориентироваться в различных предметных областях. В качестве главного результата рассматривается не знаниевый, а личностный результат. Если представить конечный результат образовательной деятельности в портрете выпускника школы, то выпускник школы, реализующей стандарты второго поколения, это – Гражданин России:
-
носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины;
-
уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности и свою роль в их разрешении;
-
креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
-
разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни;
-
уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата;
-
осознающий себя личностью, способный самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, как перед самим собой, так и перед другими людьми.
Письмо департамента образования Ярославской области от 19.03.2010г. №968/01-10