Размер шрифта:
Цвет сайта:

Средняя школа № 67

Служба медиации

Медиация (от латинского mediare– посредничество)  - переговоры с участием третьей, нейтральной стороны (медиатора), который оказывает содействие сторонам спора в поиске взаимовыгодного, жизнеспособного решения.

Медиатор не арбитр и не судья, он помощник, который заинтересован лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) с обоюдной выгодой.

В процедуре медиации стороны при кажущейся несовместимости их интересов, сами приходят к решению, опираясь на профессионализм медиатора.

Обратиться к медиатору можно на любой стадии рассмотрения спора (в суде или до суда), решите сами, какой путь выбрать для разрешения Вашей проблемной ситуации! Решение, принятое в медиации, имеет юридическую силу и взаимовыгодно для обеих сторон!

Преимущества медиации:

  • Доступность. Медиатор может быть посредником при разрешении любых споров, основываясь не только и не столько на требованиях закона, сколько на интересах и чувствах сторон, нормах морали и нравственности и личного жизненного опыта.
  • Эффективность. Стороны сохраняют нормальные личные или деловые отношения, избегают публичной огласки конфликта в судебных инстанциях, разрешают спор, затрагивающий деликатные вопросы.
  • Результативность. Медиатор учитывает интересы всех оппонентов и решает вопрос таким образом, чтобы они остались довольны исходом конфликта. Медиатор не ищет правых и виноватых, а направляет стороны по пути нахождения взаимоприемлемого решения. Нацеленность на создание взаимоприемлемого будущего.
  • Управляемость. В процедуре медиации стороны добровольно заключают соглашение, самостоятельно выбирают медиатора и определяют порядок проведения медиации.

Зачем нужна медиация школе?

Подростки и дети часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

 Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Миссия школьной службы примирения

Развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.

Целью деятельности школьной службы медиации является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Основная задача, которую решает школьная служба медиации – это организовать реабилитационную и профилактическую функцию, способствующую восстановлению нормальных отношений в школьном сообществе, сдерживая подростков от проявления агрессии и насилия.

Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой:

1.  Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;

2.  Сторонам больше 10 лет.

3.  Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);

4.  Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).

5.  Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего

На встрече выполняются следующие правила

Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

1.     На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

2.     Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

3.     Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Нормативно-правовые акты

Письмо МинПросвещения РФ от 28.04.2020 № ДГ-375/07 "О направлении методических рекомендаций"

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации Всероссийской ассоциации восстановительной медиации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях

Методические рекомендации «Выбор куратора»

Методические рекомендации «Создание и поддержка школьных служб примирения», А.Ю. Коновалов – МОЦ «Судебно–правовая реформа»

Рекомендация по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях,  А.Ю. Коновалов – МОЦ «Судебно-правовая реформа»

Восстановительная медиация и службы в образовательной сфере, А.Коновалов

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство,  А.Ю.Коновалов

Инновационный проект «Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области»

Приказ МОУ СШ № 67 "Об организации работы службы медиации на 2021-2022 учебный год"

Положение о службе медиации МОУ СШ № 67

Информационный материалы для участников образовательных отношений

Медиация для педагогов

Рекомендации для учащихся «Как избежать конфликта»

Памятка для родителей «Решение конфликтов»

Памятка для родителей

 

7 шагов к успеху